У нас 31912 пользователей, присоединяйся!
Вход Регистрация
Частный коттедж Гармония, Малореченское Отель Европа, Утес Отдых у Дмитрия, Рыбачье Вилла Белая Орхидея, Малореченское У Черного моря, Солнечногорское Гостиница Жемчужина Дракона, Рыбачье Частный сектор Малореченского - на Виноградной Вилла Мармарис, Рыбачье Пансионат Анна-Мария, Малореченское
Курорты
Подбери жилье
без посредников!
Популярное
Опрос

Сколько денег вы планируете потратить на отдых?

  • до 300 долларов
  • до 500
  • до 700
  • до 1000
  • больше 1000
Архив опросов

Графская пристань

Очень  важной  архитектурной доминантой в центральной части города Севастополя  стала  Графская пристань. Она формирует  морской фасад города, и становится своеобразной визитной карточкой  Севастополя. С этим памятником архитектуры  связана практически вся история города Севастополя.
Пристань заложили третьего (по новому календарю четырнадцатого числа) июня в 1783 году и она стала одним из первых строений в городе. Изначально  пристань строили в виде шлюпочного причала. По словам Д.Н.Сенявина пристань соорудили немного больше, чем за месяц. В 1787 году к торжественному посещению Екатерины II пристань благоустраивают и дают  ей официальное название Екатерининской. Однако данное название не прижилось среди местного населения города и моряков. Название, которое утвердилось в дальнейшем «Графская» произошло  от главнокомандующего Севастопольской эскадрой в 1786-1790 годах графа Войновича, который имел обыкновение садиться в свою шлюпку на этой пристани.
Немногим позже адмирал М.П.Лазарев, командующий Черноморским флотом и портами, губернатор (военный) города  Севастополя и Николаева в 1834-1851, пишет в город Петербург: «Граф Войнович ни как не заслужил, чтобы эта замечательная и красивейшая пристань была названа его  именем, а получила она это название просто так, совершенно случайно».
По инициативе адмирала Лазарева приблизительно в середине тридцатых годов в девятнадцатом веке  пристань немного удлиняют, строят  северную террасу, ставят караульный домик - «домик из камня с одною небольшой чистою, меблированной комнатой для мимо проезжающих» и специальное устройство для въезда.
Графская пристань.

 

Графская пристань

В 1837 году  Лазарев решает окончательно завершить благоустройство Графской пристани, но для этого необходимо удлинять  набережную пристани в направление к югу, а также благоустроить террасу с расположенным на ней караульным домиком в южной части. Изначально было желание еще поставить колоннаду, необходимость построения которой адмирал Лазарев мотивировал пожеланием закрыть со стороны  рейда беспорядочно набросанные на площади около  Графской пристани старые постройки , принадлежавшие артиллерийскому ведомству и землянки, расположившиеся на городском холме и «для того, чтобы построенная  колоннада стала украшением для города и своеобразной заставой  с северной его части».
В 1838 году адмирал Лазарев пишет  начальнику Главного Морского штаба адмиралу Меншикову письмо, в котором говорит: «Графскую пристань следует увеличить, а так же  построить другой караульный домик. И мне все же кажется, что построенная  крытая колоннада сформирует необычайно хороший вид с рейда, а к тому же, прикроет оголенную площадь неправильной   формы, на территории которой  стоят некрасивые строения поставленные случайно».
Автором проекта по благоустройству   Екатерининской (Графской) пристани становится   инженер (военный)  Джон Уптон, английский подданный, который находился на русской службе, в дальнейшем  инженер-майор, полковник Морской строительной части. В городе Севастополе Уптон спроектировал и построил сухие доки, провел водопровод, рисовал сооружения принадлежащие адмиралтейству - набережные, небольшие пристани, склады и магазинчики. Уптон проводит  изыскания и выполняет проект оформления центральной части Севастополя.
Проект архитектора  Д.Уптона, который   он нарисовал  в средине 1837 года, представили на утверждение императору Николаю  I. В марте 1838 году Николай I утверждает проект, но единственное, выражает полное несогласие  по поводу  строения колоннады и вообще отменяет ее строительство.
Тем не менее,  адмирал Лазарев, не оставляет своей надежды на полное исполнение первоначального замысла и постоянно совершает  попытки  вернуться к насущному  вопросу о строительстве колоннады.
В конце концов, его упорство берет верх. В 1844 году его попытки увенчались успехом, и он получает разрешение на  постройку колоннады. В декабре месяце  Лазарев напишет: «В будущем лете наверху пристани начнется строительство колоннады, что значительно усилит  ее великолепие». И уже в 1846 году город  Севастополь украшает завершенная элегантная колоннада.

 

Графская пристань

 

Графская  пристань,   по своему внешнему  виду и облику, очень близка к романтическому стилю античной классики. Архитектурная идея пристани торжественна и весьма элегантна. От пристани к морю ведет широкая лестница,  по двум сторонам обрамленная изысканными парапетами,  и завершается рядом с сооруженной  колоннадой (из инкерманского камня). Два ряда колонн дорических (по шесть штук на каждый ряд) помогают  поддержать  строгий и невычурный стиль классики, который оформлен   фризами, над которым есть  карниз с небольшим парапетом. Его декорирует более высокий парапет (называется аттик) построенный  еще в 1846». Колоннада возвышается на шесть с половиной метров и имеет длину больше восемнадцати метров. Ширина колоннада – два метра восемьсот сантиметров. Колоннада фланкируют массивными пилонами, в нишах этих пилонов устанавливают четыре статуи из белого мрамора (выполненные Ф.Пелличио). К  сожалению, две статуи на сегодняшний день потеряны.
Пелличио Фердинандо (родился в 1808 году – умер в 1892 году) - итальянский скульптор и художник, рожденный  в Карраре (это город, расположенный  в Италии, который знаменит карьерами белоснежного  мрамора), проходил обучение  в Риме, начиная с 1846 г. – становится  директором  Академии в годе Каррар. Для проекта Графской пристани Пелличио сделал еще фигуры двух лежащих львов из мрамора, которые гармонично заканчивают общий  ансамбль лестницы возле спуска  к морю.
На сегодняшний день сохранена переписка адмирала Лазарева с  Меншиковым по поводу решения  вопроса замены нарушенных временем и действием   стихии скульптур львов, которые раньше украшали пристань, новыми.  В своем рапорте, который  Лазарев представил в январе  1841 года  подчеркнул следующее: «Поставленные на Графской пристани два белых льва, выполненные  из мальгийского песчаного камня, от воздействия непогод и  морской воды посыпались и повредились  до такой степени, что в теперешнем виде без обезображивания пристани не могут быть оставлены. Я желал  бы вместо них выписать из далекой Италии, города Каррар , другие статуи из мрамора, которые будут  служить более прочным и приличным украшением Графской  пристани».

 

Графская пристань

 

Предложение адмирала Лазарева получает необходимое утверждение свыше, денежные средства выделяют  из Южного округа, относящегося к Морской военной строительной части. В 1843 году скульптуры лежащих белых львов из мрамора доставляют из Каррары в город Севастополь и устанавливают на Графской пристани.
К середине девятнадцатого века  пристань становится  украшением города Севастополя, точнее его центральной части, является парадным причалом для морского военного порта.
В годы обороны города Севастополя (с 1854 – по 1855 года)  Графская пристань становится очень  оживленным и людным местом, с нее осуществлялась связь всех защитников Севастополя  с Северной частью города. Лев Толстой в знаменитых «Севастопольских рассказах» описывал  пристань в декабре месяце 1854 года: «На берегу шумно гуляют  толпы серых солдат, матросов и ярких  женщин. Бабы торгуют  булками, русские мужики, держат самовары и кричат: горячий сбитень  и здесь же на первых ступенях разбросаны ржавые ядра,  картечи, бомбы и чугунные пушки всех калибров».
Ночью двадцать шестого августа 1855 одна неприятельская ракета поджигает  баржу, груженную порохом, которая находилась около  Графской пристани. Пристань очень сильно разрушена от мощного взрыва.

 

Графская пристань

 

После завершения Крымской войны пристань очень долго не восстанавливали. В документе, который датирован 1871 годом, было  сообщение: «Графская пристань с портом полностью разрушится, если ее своевременно не поддержать». Этот документ произвел желаемое действие, и средства на реставрацию были выделены из резервов города.
Реставрированная после взрыва Графская пристань становится излюбленным местом для организации прогулок местных жителей и отдыхающих. Екатерининская (Графская) пристань и два, построенных  караульных домика находились в ведении Морского ведомства. Около  пристани была лимонадная будка, которая принадлежала купчихе Евтеевой. На площади, возле с пристанью, располагалась  стоянка извозчиков.

С Графской пристанью связывают множество знаменательные дат в истории города. Этим датам и  событиям посвящают мемориальные доски из белоснежного мрамора, которые устанавливаются  на пилонах колоннады.
Первая доска рассказывает о торжественной встрече горожан Севастополя с П.С.Нахимовым, сразу  после завершения Синопской битвы, которая произошла в ноябре 1853 года. Вторая  надпись служит напоминанием  о том, что отсюда двадцать седьмого ноября в  1905 году лейтенант П.П.Шмидт  отбывает на знаменитый  крейсер «Очаков», для организации командования кораблями флота, которые восстали.

 

Графская пристань

 

В мае месяце 1917 года на Графскую пристань, доставляют  останки руководителей этого восстания на том же крейсере «Очаков» - Н.Г.Антоненко, П.П.Шмидта,  С.П.Частника, А.И.Гладкова, которых расстреляли  в 1906 году на островке Березань. На Графской пристани отслужили панихиду. Шествие проходило от Графской пристани прямо по Нахимовскому проспекту и Бульвару Морской, затем продвигалось  к Покровскому собору, где, в склепы поместили останки расстрелянных революционеров.
В 1920 году Графская  пристань становится свидетелем очень трагических событий. Седьмого ноября  войска Южного фронта, возглавленные М.В.Фрунзе, прорывают  укрепленные позиции белых войск подле  Перекопа, и ведут наступательные действия на Севастополь. Главнокомандующий силами Южной  России генерал-лейтенант Врангель дает приказание  о немедленной эвакуации. Всего из Крыма, в том  числе и беженцев, было эвакуировано около ста пятидесяти тысяч человек, семьдесят тысяч из которых составили офицеры и солдаты. Про эти трагические  события нам рассказывает мемориальная доска с текстом: «В память о наших  соотечественниках, которые были вынуждены покинуть свою родину в ноябре месяце 1920 года».

 

Графская пристань

 

В советские времена, в 1925 году Екатерининскую(Графскую) пристань переименовывают в пристань Третьего  Интернационала.
Во времена  Великой Отечественной войны рядом с Графской пристанью погибает  крейсер «Червона Україна». В конце октября в  1941 году крейсер встает на свою огневую позицию в районе возле  Графской пристани. На протяжении  двенадцати дней корабль ведет огонь по своему противнику. В ноябре все орудия крейсера давят  три батареи неприятеля, уничтожают три  роты немецких солдат, разбивают восемнадцать бронетранспортеров и машин с солдатами. Двенадцатого числа  во время следующей  бомбардировки вражеские самолеты атакуют крейсер. В судно попадает целых шесть бомб, оно принимает на себя почти четыре тысячи тонн воды. Практически на протяжении суток личный состав борется за корабль, но даже, несмотря на приложенные героические усилия личного состава, крейсер терпит крушение.
Если вы  спуститесь по ступенькам Графской пристани и пройдете направо, то сможете увидеть памятную доску, сделанную из красного и полированного гранита, с надписью: «Здесь, производя  бой с противником, двенадцатого ноября в 1941 году затонул  крейсер «Червона Україна» (доска была установлена в шестьдесят пятом году).
Графская пристань хорошо помнит приятные и радостные деньки освобождения города от фашистских захватчиков, то время когда над колоннадой пристани взвился в воздух Военно-морской флаг.

 

Графская пристань

 

Пострадавшая в период проведения военных действий, пристань отремонтировали в послевоенные годы. В шестьдесят восьмом  – шестьдесят девятом году двадцатого века, по проекту, предложенному архитектором В.М.Артюховым и инженером А.И.Михайленко, делают  капитальный ремонт лестницы,  которая ведет к морю. Позже была  проведена реставрация  колоннады Графской пристани. Технологию реставрации и проект разрабатывает  институт «Укрпроектреставрация». Сами работы по реставрации колоннады выполняют признанные  специалисты Крымской между областной специально созданной  научно-реставрационной производственной мастерской Госстроя в УССР. Реставрацию каменных пилонов и чистку мраморных скульптур львов  производит бригада знаменитого на территории Украины реставратора Е.И.Бартана. Бригада лепщиков  из города Симферополя  В.Т.Уланова выполняет  отделочные работы по реконструированию колонн и карнизов.
Даже сегодня Графская пристань остается основной и главной пристанью города Севастополь, является народным причалом для всего военного порта. С нее берет начало  военно-морской парад кораблей всего Черноморского флота в День   празднования  Военно-Морского флота. По ее  ступеням  поднимаются самые почетные и уважаемые гости города  Севастополь. В праздничные дни мая, в дни празднования годовщины Победы и освобождения города  от  оккупации  на территории Графской пристани традиционно собираются ветераны и участники Великой Отечественной войны. Сюда каждый  день приходит множество туристов и местных жителей для того,  чтобы  полюбоваться красотой и живописным видом на море.



Нравится

Ваша оценка:  
 (голосов: 0)
Комментарии
#1 Павел Войнович  21 марта 2016 11:29
Лазарев ошибался: случайно названия не даются. Об адмирале, дважды Георгиевском кавалере, графе Марко Ивановиче Войновиче читайте документальную книгу "Воин под Андреевским флагом".
Добавление комментария
Ваше имя:

E-mail: (необязательно)

Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код



Сдаете жилье от отдыхающих? Добавьте свою информацию в наш каталог.