Остатки Генуэзской крепости, построенной в четырнадцатом столетии (на сегодняшний день — это исторический и архитектурный заповедник под названием “Генуэзская крепость Кафа).
В 1226 году купцы генуэзские выторговывают у татарского хана с именем Оран-Тимура руины города Феодосия и на месте их возводят крепость Кафа, которая становится центром владений Генуи на Черноморском полуострове.
Очень скоро Кафа превращается в довольно крупный транзитный центр, для организации международной торговли, а также является опорным пунктом генуэзских колоний на территории Причерноморья. Через Кафу в Европейские страны вывозили пшеницу, пряности востока, золото и полудрагоценные и драгоценные камни. «Всю ночь до рассвета оставались открытыми ворота Кафы. Через них держали путь мохнатые лошадки с арабами, погруженные фруктом и виноградом, с телегами, наполненными огурцами, дынями и арбузами…Шествовали не спеша караваны из верблюдов, следовавших из дальних земель. Огромные тюки качались на их горбах, задевали своды ворот из камня. Возы провозят на ярмарку рыбу, соль, зерно и икру. Особенное положение занимают разнообразные ткани: восточная камка и парча, бархат и, конечно же, ковры…Кафа, ах Кафа». Таким образом, описывает крепость Кафа А. Крупняков в своем знаменитом романе «У моря русского».
Город достаточно обширен и богат. В его порту находилось множество купеческих галер. Иногда даже не хватало пристаней для судов. Можно был услышать многоязычный разговор большого числа национальностей: тут жили итальянцы и греки, евреи и армяне, болгары и украинцы, татары и караимы. В Кафе располагалось более двадцати тысяч домов, больше чем сто церквей и турецких мечетей, множество фонтанов, существовала система дренажных колодцев, гротов и бассейнов, остатки от которых археологи могут находить и сегодня. Город скрашивали монументальные храмы и дворцы, которые были построены наилучшими мастерами эпохи итальянского Возрождения.
Но это великолепие и многообразие обладало и плохой стороной: Кафа являлась городом работорговли. Найденные исторические документы того времени указывают на то, что с тринадцатого по пятнадцатый века Кафа была столицей работорговли в бассейне Черноморья, ее рынок рабов известен и при правлении генуэзцев, и, позже, турков.
Писатель и известный историк Даниил Мордовец таким образом описывал этот торг: «Широкий рынок, который был обставлен мечетями и величественными минаретами, полон рабов и невольников…из Московской Руси, с Волыни, с Подолии, из Польши…Бедный живой товар сидит или стоит небольшими группами. Бородатые купцы – турки, крымчане и армяне, – прохаживают от одной группы к другой группе, оценивают, высматривают хороших работников и красивых женщин и детей…
А вокруг – роскошь строений, журчащие красивые фонтаны, синее чудесное море практически у ног…Толпа все идет и идет на этот невольничий рынок, на это чудесное, чарующее и одновременно страшное зрелище…» Крепкие и коренастые работники приобретались для работы; сильные и рослые мужчины – для более выгодной перепродажи в гвардии полководцев и царей в далеких странах. Много таких мужчин продали на галеры, где их на всю жизнь приковывали к веслам. Красивых девушек приобретали для гаремов, более старших женщин – для домашней работы.
Описание Кафы пятнадцатого века оставляет нам смелый русский землепроходец Никитин, который в семьдесят втором году пятнадцатого века вернулся домой после своего путешествия длиной в шесть долгих лет. Он самый первый из европейцев – за четвертую часть века до Васко де Гамы – добрался до полуострова Индостан. Практически три года он проживает в Индии, собирает обширные сведения о быте и жизненном устрое этих народов, изучает экономику страны. После чего он отправляется на территорию Китая и Японии. А после, тоскуя по родной земле и дому возвращается в Крым. Свою дорогу назад он ведет через Индийский океан прямо к побережью Персии. Когда путешественник попадает в Трапезунд, там уже заправляли турецкие захватчики, которые, сразу же, принимает его за неприятельского лазутчика. Никитину все-таки удается избежать казни. Но у него не остается ничего, кроме основного сокровища – это его тетради с описанием быта и традиций Индии. Тем не менее, Никитину смог расположить к своей персоне трапезундского купца, который захватил его на свой торговый корабль, который направлялся к берегам Кафы. В Кафе, в которой в то время располагалось русское подворье, после множества долгих странствий смелый путешественник опять услышал родную речь, узнал новости со своей родины. Тут же он обрабатывает свои путевые записки и семьдесят пятом году, весной направляется в Тверь.
Сегодня в городе Феодосии берегут и уважают память об путешественнике Афанасии Никитине, в честь памяти о нем называют одну из улиц в городе.
А в те далекие годы Кафа настолько разростается, что ей становится тесно в пределах своих городских стен, и генуэзцы опоясывают огромный город еще одной крепостной стеной.
Вот каким образом дает описание Кафе знаменитый писатель и общественный деятель крымского полуострова Павел Сумароков: «Огромная крепость, которая простирается по пологому побережью моря и, тянется от него по горам, окружает весь город, внутри которого находится вторая крепость, которая называется Феодосией. Стены обеих крепостей были выполнены из плит дикого камня и имеют высокие башни, ворота и широкие рвы. В некоторых местах практически полностью упали, а в других остаются стоять с поврежденными частями… Сооружение этой крепости обозначает прежнее величие этого города, связь же материалов способна вызвать удивление: потому что ни продолжительность времени, ни действие погоды, при всем их разрушении, окончательно повредить не смогли». С береговых холмов город, наверное, смотрелся внушительно: подобно драгоценному камню, синела Феодосийская бухта, яркими лучами разбегались от морского порта улочки. В двух местах эти уличные лучи переходили серые линии, оставшиеся от крепостных стен, взаимосвязанные между собой башнями, в количестве двадцать шесть штук. Именно такой в первый раз смогло увидеть Кафу русское посольство, которое, действуя от имени царя Ивана III, устанавливает дипломатические отношения с Крымским полуостровом. То, что осталось от оборонительных сооружений служит историческим памятником эпохи.
Административный центр города Кафы располагался во внутренней, отлично укрепленной области города, называемой цитаделью, остатки от которой до сих пор сохраняются на Карантинном холме. А сразу под внешней стеной крепости в густозаселенных, небольших кварталах в виде рядов располагались лавочки, мастерские, базарчики и таверны. За время своей долгой истории город Кафа не один раз охватывалась народными волнениями и даже восстаниями, слишком уж огромными были существующие здесь национальные, классовые и религиозные противоречия.
Еще в сто седьмом году до нашей эры возмущенные постоянной и жестокой эксплуатацией рабы првели восстание и убили боспорского царя с именем Перисад V. Возглавлял данное восстание – наиболее великое в древний период – скиф Савмак. Народные восстания происходили в Кафе и в более поздние времена.