В просвете улиц видно море… Синее, торжественное в солнечную погоду и хмурое, мрачное, прохладное, когда небо сильно затянуто тучами. Сюда доходят гудки теплоходов, а через закрытые ставни окон видна вечерняя синева… В часы заката, когда утихает суета дня, очень приятно гулять по маленьким комнаткам этого удивительного, уникального музея… Открываем «Бегущую по волнам»: «Я поселился в квартирке углового дома справа на улице Амилего, одной из самых красивых улиц Лисса. Дом находился в нижнем конце улицы… сразу за доком,— место корабельного мусора и тишины, которая нарушается, не очень назойливо, мягким, по расстоянию, язычком портового дня». Кажется, что А. Грин рассказывает тут про себя, о своей квартире, в которой он поселился в сентябре 1924 и проживал на протяжении нескольких лет, там, где были созданы лучшие из его книг.
Позже Александр Грин меняет квартиру, а через год расстается с Феодосией, последние два года своей жизни писатель проводит в Старом Крыму. И уже через много лет, когда его творчество получает всемирное признание и большими тиражами начинают издаваться его книги, даже скептически настроенным людям становится ясно, что романтика Грина приобрела созвучие мысли, тогда то в дом расположенный на улице Галерейной приходят люди, которые взяли на себя тяжелую миссию — создать музей памяти Александра Грина и таким образом увековечить его имя… Расположен музей Грина в строении, которое было создано в 1891 году, на нём висит две мемориальных дощечки: «Историко-мемориальное сооружение является памятником, и государством охраняется» и «В этом здании с сентября месяца 1924 по апрель в 1929 году проживал и занимался творчеством романтик- писатель Александр Грин».

 

 

Музей памяти Александра Грина в городе Феодосии открывается девятого июля семидесятого года двадцатого века в здании, в котором писатель Грин проживал в двадцать четвертом – двадцать девятом годах. К этому времени в его бывшей квартире поменялось множество жильцов и практически ничего не напоминало о высоком, мрачном на вид человеке, который проживал тут в те времена и писал свои добрые и тревожные высоких стремлениях души человека. Не осталось вещей, которые когда то принадлежали Грину, не стало документов, книжек, рукописей – того, что сегодня является фондом музея писателя.
Проведена очень большая и самоотверженная работа: проведены поиски материалов о творчестве и жизни знаменитого писателя, были уточнены некоторые факторы его биографии… И в это же время: проведен капитальный ремонт помещения, составлены тематические и экспозиционные планы, была определена структура будущего музея, проведены поиски его целостного художественного образа. Образ музея в виде корабля настолько плавно вытекает из общей массы гриновского творчества, что начинает казаться, будто так происходило всегда: канаты, фонари, якорь, висящий у входа и еще барельеф бригантины, без которого сложно представить улицу Галерейную. Посетители музея не понимают, сколько за этим вопросом прошло споров, проведено ночей без сна, сделано радостных открытий, горьких разочарований и самого настоящего подвижничества, без которого никогда не приходит успех. Восторженные отзывы в книге, похвальные статьи в газетах, огромное число тех, кто желает попасть в музей — все это стало следствием труда талантливых, увлеченных творчеством Грина людей.
Создатели музея: архитектор — А. Мощенко, В. Гринберг,- неустановленное лицо, а также автор художественного оформления музея — Савва Бродский, архитектор — Резвин, Г. Золотухин, В Вардзалевская.

 

 

В «Каюте капитана»: С. Бродский, Резвин, В. Гринберг, Г. Золотухин (датирована 1969 годом).
Среди основателей музея в числе первых нужно назвать имя Геннадия Золотухина. Этот человек, ставший душой и сердцем рождающегося музея и который провел максимум возможных работ (инигда даже практически неосуществимых), для создания и развития гриновского музея. Еще перед тем, как были начаты работы по созданию музея Грина он начал собирать все его издания, личные вещи, которые имели хоть отдаленное отношение к талантливому писателю. Во время своих отпусков он объехал множество городов, преследуя одну цель: встретиться с гриноведами и побывать в местах, где был ранее сам Александр Грин.
В 1966 году принимается официальное решение для создания музея, Г. И. Золотухин становится не только одним из его ярких энтузиастов, именно Г. Золотухину поручи ли эту работу, к которой он привлекает для помощи музейщика Нелли Браницкую. В результате своих первых командировок обнаруживаются интересные и знаменательные материалы: были найдены фотографии Грина, его рукописи, издания произведений писателя. Одной из наиболее значительных находок становится многотомная энциклопедия Брокгауза и Ефрона, которая принадлежала писателю, его первое книжное приобретение в Феодосии. Позже многие вещи, из числа обнаруженных тогда, составили основу гриновской музейной экспозиции. Создание музейной экспозиции — дело чрезвычайно сложное, стоящее на границе науки и творчества, — в музее имени Грина все имело особую трудность.
Статичность традиционных музейных форм – витрин, стендов – не могла соответствовать сказочному миру творчества Грина. Н обходимо было искать свой, особенный способ для рассказа людям о А. Грине при помощи классических музейных экспонатов, но при этом превращать их в необычные и сказочные предметы. Было испробовано большое количество вариантов, отклонено множество решений… Уже практически закончилось построение музейной экспозиции, но художественный музей так и не открывался. Становится вдруг понятно, что сделанное не соответствует, преследуемым целям. Это стало очень сложно – отказаться от практически полностью законченной работы, для начала новых поисков.

 

 

В 1969 году радостным событием становится привлечение к формированию и организации музея московского архитектора, заслуженного деятеля РСФСР Саввы Бродского, который уже был связан с творчеством Грина, создавая красочные иллюстрации к его художественным произведениям. Предложенный художником Бродским проект по художественном у оформлению музея вобрал в себя все то, что, витало в воздухе, но не могло быть выражено ранее. На улице Галерейной появляется музей-корабль, в котором ярко и зрительно передается своеобразный характер гриновского творчества, где показана не только жизнь знаменитого писателя, но и волшебный мир его героев.
Сошедший со страниц его книг, музей становится одновременно местом, в котором люди имеют возможность познакомиться с жизнью Грина и его художественным творчеством. Жизнь писателя состоит в его книгах… Цельность и неразрывность данных понятий стала законом для создателей этого музея по имени А. С. Грина, в котором рукописи и личные фотографии писателя совмещаются с морскими приборами и древними картами, где очень ясно можно ощутить «тесное единство написанной страницы и то, что лично прожил и прочувствовал писатель». Создание музейной экспозиции прошло в обстановке общего ликования и энтузиазма, огромнейшего вдохновения, буквально на одном дыхании.
Позже в одном из писем, написанных в музей С. Бродский припомнит о том напряженном и трудном, но действительно счастливом времени, когда все работали без отдыха и усталости, о помощи множества энтузиастов из Феодосии и других городов. И вот настает этот волнующий, долгожданный и в одновременно слегка тревожный день… Создатели музея вручают свое детище людям. Девятого июля семидесятого года двадцатого века стал днем рождения музея памяти Александра Грина. В этот день возле дома, который находится на улице Галерейной собираются все, кто еще верит в романтику и осуществление мечты, чтобы открыть в путь гриновский музей-корабль и пожелать ему приятного и долгого плаванья.

 

 

Музей ? это живое создание, которое растет и изменяется. Придумываются новые витрины и стенды, создаются новые разделы музейной экспозиции, совершенствуются и увеличиваются объемы и меняются направления работы. Музей занимается внедрением новых инноваций: например проведение интерактивные работ с различными слоями населения: проводятся фестивали «Феодосия – это город музей», а также популярные «Встречи в Зурбагане», проводятся мастер-классы, фотопленэры. Переводится художественный фонд музея на электронные носители. Множество лекций, экскурсий, лекции и семинаров помогаю более полно и широко ознакомить всех желающих с литературным миром известного писателя.
Сотрудники проводят огромную научную и исследовательскую работу, изучают творчество и биографию писателя Александра Грина. Новые книги, которые ими подготовлены, открывают данные исследования более широкому числу читателей. Малоизвестные странички гриновского наследия подготавливаются к печати всем научно — исследовательским коллективом музея и освещаются в серии под названием «Классика» и еще «Мир Александра Грина».
С 1980 года при помощи Таврического национального университета по имени В. Вернадского и Крымского центра гуманитарных исследований художественный музей Грина ежегодно занимается проведением международных научных конференций «Гриновские чтения», которые занимаются сбором ученых, студентов кафедры филологии, людей, занимающихся творческими профессиями из России, Украины, а также стран дальнего и ближнего зарубежья.
Музей по имени Александра Грина уже давно стал центром литературной и художественной жизни города Феодосии, привлекает много ярких, неординарных и талантливых людей. Сюда приезжает и приходит большое число поклонников творчества знаменитого писателя, а потом приводят сюда своих детей и даже внуков, чтобы снова переживать радостные события юности.

 

 

Стационарная выставка в музее начинает действовать в год столетия А. Грина. К юбилею известного писателя открываются выставочные залы, имеющие площадь сто двенадцать квадратных метров, и в августе месяце восьмидесятого года прошла первая выставка, которая была названа «А. Грин в творчестве российских художников», которая представляла – не включая иллюстративную графику С.Бродского – большое количество «гриновских» имен Украины, России и Крымского полуострова. В 1986 году под выставочную экспозицию музея переходят залы «Грин и современность», тут же организуют так называемая «Галерею романтической живописи». Общая площадь выставочного зала музея выросла до двухсот пятидесяти квадратных метров.
Приоритетом в организации выставок является гриновская тематика. Организован специальный цикл индивидуальных выставок «Современный художник и творчество Александра Грина»; выставки, которые посвящены памятным датам в биографии знаменитого писателя. В их числе: – монографические: которые посвящены юбилеям книг Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир», а также «Автобиографическая повесть»); разделенные по тематике – «Портрет А. С. Грина», «Корабли Александра Грина» «Экслибрисы», (а также произведения и творения декоративно-прикладного искусства), «Грин и революция». Кроме этого, проведена демонстрация книжных изданий, фотографий, документов, открыток. Проводились выставки, которые посвящались юбилейным событиям музея. Помимо персональных выставок феодосийских художников, регулярно проводят индивидуальные выставки художников Крыма. Их экспонатами являются – художник и Симферополя: Леонид Герасимов, Людмила Грейсер, Вероника Шевчук, Болислав Голынский , Татьяна Дыманова-Голынская; художник из Керчи – Жорж Матрунецкий; а также севастопольцы – Владимр Адеев, Зиновий Филиппов, Андрей Гусаченко Александр Бурцев, и другие. С 1996 года каждый год в залах музея организуются выставки, посвященные детским рисункам стран СНГ и зарубежья, а также конкурс «Воздушное братство».
С 2002 года в огромных музейных залах каждый год проходит регулярная выставка феодосийских художников (представляются графика, живопись, и скульптура). Эта выставка открывается в период празднования Рождественских праздников и становится неким творческим отчетом мастеров художественного изобразительного искусства. В 2007 году рождается новая музейная выставочная традиция. Каждый год начинают проводить большая выставку, в которой представляются произведения декоративно-прикладного искусства с названием «Поэзия нашего дома», в этой выставке участвуют желающие народные мастера различных поколений. Данная выставка (основные и приоритетные виды и направления работ – это гобелен, вышивка и вязание) пользуется большим зрительским вниманием и с каждым годом привлекает все большее количество последователей. Для популяризации города Феодосии, как туристического центра на юго–восточном Крыму, традиционно музей Грина занимается проведением выставки-конкурса посвященного летнему сезону «Феодосийский сувенир», на которой представляются деревянные изделия, поделки из глины, металла, кожи, ракушек и стекла, а также представлены авторские ювелирные изделия. Практически все выставочные экспозиции музея отражаются в каталогах и справочных проспектах. Выставочная работа музея становится неотъемлемой частью массовой просветительной работы, занимает особенное положение в процессе пропаганды и развитии творчества современных художников, фотографов, графиков, а также специалистов декоративно-прикладного искусства.
В музей Грина приезжают и приходят поклонники творчества известного писателя, а после этого возвращаются сюда снова, в компании детей и внуков. Этими людьми движет желание вернуться в дни своей юности и приобщить молодое поколение к миру прекрасного.
Молодежь: школьники, студенты, и даже посетители детских садов – очень частые гости в гриновском музее. Их очень нравится необычное и красочное оформление, яркая жизненность, оптимистический пафос творчества писателя Александра Грина, который направлен на прославление красоты, добра и веры в исполнение мечты. Если вы подходите к музею со стороны моря вас встречает живописное скульптурное панно, выполненное на фасаде здания — «Бригантина» А. Грина — как представитель его добрейшего и светлейшего мира, который настолько важно знать каждому.

Дата: 17.11.2021