Посередине зеленой долины возвышается столовая гора. На ее вершине располагается плато, на котором раньше стоял город Эски-Кермен (в переводе звучит как Старая Крепость) — один из самых крупных крымских пещерных городов. Сейчас он покинут и забыт , а в период средневековья он имел доминирующую позицию в хозяйственной жизни поселений, расположенных в окрестностях и являлся крупнейшим центром ремесел и торговли. С давних времен, люди могли найти в его стенах убежище от любой опасностей. Наиболее страшным врагом местного населения, были степняки, которые вторгались в поселения землепашцев, виноградарей и садоводов, по пути разоряя и разрушая все что можно, уводя за собой пленных — которые были наиболее популярным товаром на рынках Кафы.

История.
Прокопий Кесарийский, который жил в начале шестого века, таким образом, описывал данные места: «там есть одна страна на красивом морском побережье по имени Дору, в которой с жавних пор жили готы, которые, не ушли за вернувшимся в Италию Теодорихом, но по своей воле там оставшись, еще в мои времена являются союзниками римской империи, они с ними идут на войну против его (римлян) врагов, когда этого захочет император. Числом около трех тысяч, они отличные воины, а также деятельные, умелые земледельцы и отличаются огромным гостеприимством среди людей. Само же селение Дору лежит высоко; тем не менее оно не дико и не сурово, но приятно и богато наилучшими плодами. В этой стране Дору император нигде не построил ни города, ни крепости, потому, что здешние жители не терпели, чтобы их закрывали в каких-нибудь стенах, но более всего они любили жить в полях».
Во время правления Иоанна святого, который жил во второй половине восьмого века, это была готская страна, и она уже им ела укрепленные города и крепости крепостями. Вероятно, крепость на Эски-Кермене построили византийцы, вместо форпоста на пути в византийский город Херсон. В шестьм веке на плато построили базилик, она величественен и обширен по своей площади, поэтому возможно утверждение, что Эски-Кермен стал первой столицей страны, которая впо следствии была перенесена на Мангуп.
Из жизни святого Иоанна можно понять, что к его епархии отнесли торжища Дорос и Фулы, Парфенитов и Курасаитов, страну Тавроскифов и землю Готов, то есть готская епархия в восьмом веке охватила практически все территории современных Севастопольского и Бахчисарайского района, Ялты, Алушты, им ели свои собственные географические пределы на реках Альма и Черная, включали горные массивы Демерджи и Чатыр-Даг.

 

На рубеже шестого и седьмого веков Восточная Римская Империя слабеет, происходит экспансия каганата тюрков. В конце седьмого века вся территория юго-западной Таврики, попадает в зависимость от каганата Хазар. Около семьсот восемьдесят шестого – семьсот восемьдесят восьмого года хазарский каган своим гарнизоном занимает основную крепость Готфии, которая назвалась Дорос, это вызвало массовое восстание в государстве. «Правит ель Готфии со своими старшинами и остальным народом восстают, чтобы их государство не подчинялось хазарам». При поддержке святого епископа Иоанна, те, кто восстал, выгоняют хазарский гарнизон из города Дороса, часть страны освобождается. Но среди числа победителей возникает спор, что заканчивается их поражением. Восстание очень жестоко подавили, много его участников казнили. Иоанн, которого выдал собственный народом, был закрыт в крепости Фуллов. Город Эски-Кермен разрушили.
Хазары подчиняют себе всю юго-западную территорию Крыма. Не нуждаясь более в укрепленных крепостях, они разрушают оборонительные сооружения Эски-Кермена. Но жизнь этих городах не прекращается. Оборонительные стены с течением времени были восстановлены, высечены новые боевые сооружения в пещерах — казематы. Город продолжает свое существование еще почти пятьсот лет. В двенадцатом веке он включен в состав великого княжества Феодоро.
Разрушает город Эски-Кермен татарская орда. В одна тысяча девяносто девятом году в Кафе убили сына татарского наемника Ногая, который собирал налоги, и татарские войска следуют в Крым. На Эски-Кермене они устроили ужасный погром, город гибнет в пожарище. Жителей города убивают, продают в рабство или сжигают. После подобного город больше не смог возродиться, жизнь перестала тут теплиться. К пятнадцатому веку остатки населения покинули город. Сегодня, этот, когда то могущественный и цветущий город превратился в груду заросших лесом и кустарником руин.
Знакомство с Эски-Керменом происходит с подъема дороги наверх, на плато. У лесной тропы расположена большая каменная глыба. Внутри этой глыбы располагается храм. На стене есть фресковая роспись, которая нанесена в древние века по сырой штукатурке, она изображает трех святых всадников. Один из всадников держит копье, разящее змея — это Георгий Победоносец. На крупе у лошади второго всадника, сидит малыш. Что это за мальчик, почему его тут нарисовали? Есть много разных предположений, но секрет не раскрыли до сих пор. Под фреской есть надпись: «Высечены и написаны святые мученики Христа для спасения души и для отпущения грехов шестьдесят семь…(год)». Если исходить из нового исчисления то, это столетие между двенадцатым и тринадцатым веками, время завершающего этапа в существовании города. Возможно, этот храм славит отважных воинов, которые похоронены в его стенах.

 

Крепость.
На юго-запад от храма расположены основные ворота крепости, которые пробиты в массиве скалы. Если подниматься к ним, дорога начинает делать три петли, потом пропадает в каменном коридор. Тут проходит передняя оборонительная стена (или протейхизма). Узкое пространство межу стенами — это ловушка для непрошеных гостей. Пройти через эти ворота под градом стрел и больших камней, которые летели сверху, было очень тяжело. Крепость сильно и качественно была укреплена по всей территории плато. Отвесные скалы поражали своей неприступностью, а в расщелинах, по которым было возможно подняться в этот город, взгромоздилась боевая стена. Она проходила по территории Эски-Кермен с юго-запада и на востоке. В систему оборонительной стены были включены калитки, башни и казематы пещер с бойницами. По скалам протягивались стены, состоящие из огромных блоков известняка, имеющих толщину два метра и высоту до трех с половиной метров. Северную часть крепости укреплял «дозорный комплекс», который включал в себя две пещеры, одна из которых им ела амбразуру и бойницы.
Храмовые сооружения.
В самом начале главной улицы был высечен в скале пещерный храм. Около входа была абсида, в форме полукруга со стоящим в центре креслом епископа. Кресло было окружено трехступенчатой скамейкой, с правой стороны стояли скамьи для многочисленных прихожан, с левой стороны располагалась купель. Потолок придерживали четыре колонны. Это наиболее старая и древняя часть храма, которая возникла одновременно с крепостью. Позже храм рас ширяют на север и на восток, во внешней стенке делают дверь, из которой вниз идет деревянная лестница. В полу храма высекают гробницы. Храм этот очень просторный, является одним из самых больших по тому времени.
Если вы пересекаете плато в направлении на восток, по краю этого обрыва расположен маленький пещерный храм Успенья. Его назвали по фреске, на которой изображен Успений Божьей Матери. Строительство храма относится к концу тринадцатого века. Алтарь, расположенный в его восточном углу достроили позже. Угрюмая фреска почти не видна — она сильно изуродована туристами.

 

В наиболее высоком месте плато, среди жилых домов была расположена базилика. Храм имел прямоугольную форму и разделялся двумя рядами колонн. Позже в его юго–западноьй части достраивают часовню, в таком же стиле. Археологи утверждают, что датой гибели базилики является период с восемнадцатого – по девятнадцатый века. Позже в месте, где стоял величественный храм, оставлена только часовня, а остальная территория базилики превращается в кладбище.
Общая протяженность плато больше одного километра. Самый большой участок этой территории не застроен — его оставили как резерв защищенной площади для организации защиты жителей долины, если возникнет боевая опасность. Именно тут, жители со своим имуществом и скотом могли пережить военные времена. В мирное время, вероятно, в этом месте проводились торжества.

Дата: 18.11.2021