Безусловно, одной из эмблем Южного Берега Крыма, а также Фороса в частности, является Форосская церковь – Храм Воскресения Христова, который стал одним из главных мест паломничества всех православных верующих. Следует сказать, что именно сюда приходили молиться, тут крестились, причащались, исповедовались, венчались, уже несколько поколений жителей всех близ лежащих поселков. Изображения данного храма печатались даже на банках с чаем, которые продавались не только здесь, но также и далеко за рубежом. Кроме того, изготавливались открытки, марки, картины и полотна. Так, в начале двадцатого века Форосскую церковь изображали на навигационных картах в качестве надежного, заметного с большого расстояния ориентира. Между теплой Ялтой и героическим Севастополем, возвышаясь над курортным поселком Форос, удивляет всех туристов знаменитая Воскресенская церковь, которая также известна, как Форосская.

 

Если ехать по проложенному шоссе, то можно наблюдать, как на отвесных скалах над морем возвышается красивый православный храм. Красная скала вместе с возведенной на ней Церковью Воскресения Христова, возвышается над уровнем морем на четыреста двадцать семь метров, при этом, являясь самой узнаваемой визитной карточкой поселка Форос и всего южнобережья полуострова в целом. Нужно отметить, что данная церковь была возведена еще в 1892 году на денежные средства чаепромышленника , которого звали А.Г. Кузнецов. Именно он в те далекие времена владел землями Фороса. Предприниматель приурочил её строительство в честь чудесного спасения императора Александра III, который вместе с царской семьей потерпел крушение поезда на станции Борки, произошедшее 17 октября 1888 года. Проект храма был разработан русский академиком архитектуры по имени Николай Михайлович Чагин, при этом, выбрав среди отвесных крымских скал над усадьбой Кузнецова самое живописное и красивое место, которое расположено всего в двух километрах от великолепных Байдарских ворот. Эта церковь построена в византийском стиле, вместе с системой внутренних опор, представленные колоннами и десятью красивейшими куполами различной величины.

 

Стены данного храма выполнены из плоского кирпича, который называется плинф, а также облицованы белым инкерманским камнем. Нужно сказать, что все колонны храма, резные капители, а также панели и подоконники выполнены из карарского мрамора, а полы церкив изначально были выложены шикарной мозаикой Антонио Сальвиати, который был знаменитым итальянским мастером. Иконостас храма ранее был очень тонко вырезан из местного дуба, а все иконы писались самыми известными русскими живописцами того времени, в числе которых также были Е. Сверчков, А. Корзухин, К. Маковский. Стены храма ранее украшал весьма витиеватый орнамент, выполненный в византийском стиле. Стоимость работ по сооружению в Форосе Воскресенской церкви оценивалась в 150 тысяч рублей. Кузнецов даже разместил изображение Форосской церкви на своей продукции — жестяных коробочках вместе с чаем своей компании, что послужило дополнительной рекламой. К сожалению, сама судьба данной церкви оказалась очень непростой и практически все перечисленные компоненты внутреннего убранства храма, которые были выполнены исключительно самыми талантливыми мастерами, были полностью уничтожены, в результате чего не сохранившись до наших дней. После революции в 1917 году Церковь Воскресения Христова еще пару лет находилась в стороне от всех революционных последствий и в ней продолжались службы. Но, уже в 1924 году тогдашний настоятель этого великолепного храма, которым являлся с самых первых дней его существования Павел Ундольский, был отправлен в ссылку в Сибирь. Все шедевральные росписи закрасили, красивые кресты и колокола разрушили и сбросили. Полностью всю церковную утварь изъяли, при этом, с икон сняли все драгоценные ризы, камни, а сами иконы в последствии были утеряны. В самые первые годы после того, как церковь разорили, ее использовали исключительно в качестве склада, но потом, когда в рядом находившихся поселках стали возводить санаторные комплексы, в помещении бывшего святого храма организовали столовую, предназначавшуюся для партийной элиты, в которой готовили чебуреки и шашлыки.

 

В период Второй Мировой, стены этой Форосской церкви использовалсиь в качестве наблюдательных и оборонительных, а в самом здании был пункт защитников Севастополя, которые сдерживали фашистов перед Байдарскими воротами. Отряд под командованием А.С. Терлецкого погиб тут, причем в полном составе, длительное время камни этого храма носили в себе отметины от пуль врага. В годы немецкой оккупации, сюда приходили молиться местные жители. После завершения войны Воскресенская церковь снова стала рестораном. После того, как построили новое шоссе Севастополь-Ялта, строительство которого закончилось в 1960-х годах прошлого века, эта церковь оказался в стороне от дороги и ее забросили. Сюда достаточно часто стали заходить атеистически настроенные туристы, которые хотели что-нибудь взять с собой на память, при этом, даже отбивали куски мрамора от подоконников храма. Все росписи и красивейшие фрески практически все были полностью уничтожены из-за дыма, разводимых в помещении костров, а стены были украшены автографами. На протяжении всего этого времени, жители курортного поселка Фороса уже не надеялись на то, что этот храм будет восстановлен. В 1980 году прошлого века, Церковь Воскресения Христова была объявлена памятником архитектуры девятнадцатого века Форосский Храм, буквально, был на волоске от своего полного уничтожения, так как к данному времени он располагался на территории, которая была выделена для постройки пансионата для КБ «Южмаша». Благодаря всем неравнодушным людям, которые регулярно писали письма в газеты, журналы, а также в кабинеты правительства, в 1987 году выделили средства, которые предназначались для внешних реставрационных работ этого храма.

 

Уже в 1990 году прошлого века церковь вновь вернули всем верующим, настоятелем храма становится молодой иеромонах по имени отец Петр, который является жителем Севастополя, и еще юношестве посещал заброшенную церковь. Спустя семь лет, будучи в возрасте тридцати одного года отец Петр погиб от рук двух грабителей, которые желали получить средствами, собранными при помощи прихожан на покупку нового иконостаса.
Резной иконостас из дуба представляет собой истинное произведение искусства. Его на заказ выполнили специально для храма умелые мастера из Черкасс. Этот иконостас прибыл в храм всего за один день до трагедии. Путь к полному восстановлению храма в Форосе был тернистым и очень долгим, она прошла сквозь три частичных реставрации. При этом, четвертую комплексную и полную реставрацию провели не так давно, только в 2004 году. Тогда были отреставрированы все наружные росписи храма, само внутреннее убранство церкви, была вновь создана мозаика на фасаде храма, написаны красивые живописные полотна в самой алтарной части церкви, воссозданы все имеющиеся ранее орнаменты. Нужно подчеркнуть, что этот храм изначально был очень красивым и роскошным. Как правило, все храмы, которые выполнялись византийском стиле отличались очень богатым внутренним интерьером, который был помпезный и тем самым, создавал особую величественную религиозную атмосферу. Величью данного храма также способствовала и многоцветная мраморная облицовка, шикарные мозаики по золотому фону, красивейшие фресковые росписи, а также декоративные каменные мотивы. Собор в Форосе был выстроен в византийском стиле, но с использованием многочисленных куполов, свойственных по своему типу для русских деревянных церквей, благодаря чему эта Форосская церковь очень сильно напоминает московские храмы конца восемнадцатого века. Форосский храм является буквально наглядным и поучительный примером очень талантливого размещения небольшого, но уникального по своему силуэту сооружения, которое поставлено на постамент обрывистой скалы над морской пучиной. Достаточно скромный по своим размерам храм порой кажется действительно вознесенным на небо. Вблизи храм не производит такого большого потрясающего впечатления, которое каждый может ощутить с более нижних точек его обозрения. Зодчий храма весьма удачно акцентировал внимание на главном центральном входе в церковь, словно, приглашая войти в него, где среди огромного количества живописных картин и полотен, самое видное место занимало именно полотно А. И. Корзухина, на котором был изображен Христос Спаситель.

 

В первоначальном интерьере храма можно было наблюдать другие не менее прекрасные картины, в частности «Благовещение», «Тайная вечеря», а также «Моление о чаше». Над самой росписью интерьеров этого храма трудились такие мастера, как К. Е. Маковский, который написал «Рождество Христово», «Воскресение», а также «Божья матерь», Н. Е. Сверчков и так далее. В качестве исполнения мозаичных работ сюда были приглашены члены творческой группа мастерской выдающегося итальянца из Венеции — А. Сальвиатти. Примечательным историческим моментом является то, что вплоть до 1917 года при этом храме функционировала школа грамоты, а потом и церковноприходская школа. Прежде, чем данный храм стал настоящим центром духовности на всем полуострове, его первый настоятель продела немалую работу. Кроме школ, при храме также функционировал приют для бедных и нищих бродяг, который были лишены крова над головой. Тут также имелась и библиотека. Этот храм также был построенным и в русском стиле в два яруса, где по бокам и в самом центре размещались купола различной величины — всего их насчитывалось девять штук. Украшал храм достаточно узорчатое крыльцо вместе с колокольней, позолоченные кресты, которые ярко сияли и переливались на солнечных лучах. Колонны, которые отличались наличием резных капителей, а также все панели и подоконники были изготовлены из караррского мрамора. Пол церкви украшен был мозаикой Антонио Сальвиати. Стены этого храма ранее были расписаны красивым византийским орнаментом.В 1924 году этот храм обезглавили. С куполов были полностью убраны позолоченные кресты, его колокола были отправлены на переплавку. Самые известные шедевры, росписями которых занимались талантливые художники, были заменены на агитационный плакаты, носящие революционное содержание. При этом, Варварскими методами уничтожалась на стенах храма изумительная, роскошная и великолепная цвета золота, мозаика. Примечательным фактом в истории церкви является также то, что освятили Форосскую церковь 4 октября 1892 года, а спустя шесть лет, в честь десятой годовщины спасения царской семьи, церковь посетил и сам император Николай II вместе со своей супругой. Нужно сказать, что после всех реставрационных работ, храм в Форосе преобразился и приобрел новый, более современный облик. Кроме того, над всеми иконами церкви усердно трудились самые лучшие крымские и петербургские мастера. Возрожденная церковь стала одним из самых известнейших и узнаваемых чудес Крымского полуострова, где стали давать клятвы перед Богом ( обряд венчания) многие известные и влиятельные люди. В 2003 году тут повенчались политик Виктор Медведчук и популярная телеведущая Оксана Марченко, а в 2008 в стенах храма венчались российская актриса Анастасия Заворотнюк и талантливый фигурист Пётр Чернышёв. В наши дни, эта церковь считается действующей и полностью открытой для посещений и всех прихожан. Перед входом в храм создана смотровая площадка из которой открывается великолепный вид на Форос со всеми его пейзажами и бухтами. Добраться до этой церкви возможно с трассы Ялта-Севастополь, при этом, повернув вверх на самой развилке, которая ведет к Байдарским воротам. Пешком у вас этот подъем по старой заброшенной, но очень живописной дороге займет у вас до полутора часов.

Дата: 18.11.2021