Следует отметить, что Ени-Кале представляет собой крепость, расположенную на берегу Керченского пролива, причем в северо-восточной части Керчи, возведенная османцами в период 1699 — 1706 гг. Название этой крепости в переводе с турецкого языка значит именно «новая крепость». Строительством этой крепости руководил итальянский архитектор Голоппо, принявший ислам. Ени-Кале занимала очень важное и существенное стратегическое значение, так как она была расположена в самой узкой части всего пролива, была вооружёна очень мощными пушками, а также осуществеляла контроль за проходом кораблей и судов между Азовским и Чёрным морями. Кроме всего, Ени-Кале являлась резиденцией важного турецкого паши. Крепость Ени-Кале в Керчи в свое время также имела форму неправильного пятиугольника.

По ее углам располагались пять полубастионов, которые были способны выдержать очень длительную осаду, а также мощный огонь артиллерий. Некоторые из них, при этом, были весьма далеко выдвинуты за сам периметр стен. В результате этого, значительно стала больше площадь поражения противника, а также возникла возможность самого флангового обстрела той территории, которая примыкает к стенам. Следует также отметить, что добавочным ярусом обороны являлся ров, который окружал эту крепость с трёх сторон, кроме прибрежной стороны.
Крепостные ворота, а также и сами остатки стен этой крепости, под названием Ени-Кале, занимала территорию, площадь которой составляла примерно два с половиной гектара. При этом, в состав этой крепости были включены два пороховых склада, большой арсенал, жилые дома, а также водяной резервуар, баня и мусульманская мечеть. Исходя из исторических документов примерно восемьсот турецких и триста татарских солдат составляли в те времена гарнизон крепости Ени-Кале. Весьма существенной проблемой было то, что не хватало запасов пресной воды, а единственный имеющийся колодец в этой крепости не мог полностью снабдить водой всё население Ени-Кале. Именно поэтому, тут с целью подачи питьевой воды возвели керамический подземный водопровод, который соединял крепости Ени-Кале в Керчи вместе с источником, который, в свою очередь, располагался в нескольких километрах от этой крепости. Стоит отметить, что в 1771 войска русской армии вторглись на территорию полуострова и
крепость Ени-Кале была захвачена, причем без боя, под руководством генерал-майора Н. В. Борзова. Тогда, турецкий гарнизон, даже несмотря на внушительное подкрепление, которое прибыло на кораблях сюда за несколько дней до возникновения русских, оставил полностью эту крепость во главе со своим начальником Абаза-пашей.
Уже в 1774 году согласно Кючук-Кайнарджийскому договору Керчь вместе Ени-Кале отошла во владения России.

 

Ориентировочно к концу восемнадцатого века, крепость Ени-Кале в Керчи утратила свое военное значение, и уже в 1835 году на её территории были размещены постройки военного госпиталя. В период Крымской войны (1853-1856 годы) эта крепость была частично реконструирована, а внутри ее установили несколько военных береговых батарей, которые уже двенадцатого мая 1855 года вступили в бой вместе с английской эскадрой, вошедшей тогда в Керченский пролив. Нужно сказать, что все эти пушки. Но пушки давали недолёт, именно поэтому русское командование тогда отдало приказ заклепать все орудия, подорвать пороховые погреба и полностью покинуть свои позиции. В 1880 году, уже после упразднения, которое располагалось внутри этой военного госпиталя, крепость Ени-Кале была полностью и окончательно заброшена. Примерно во второй половине прошлого столетия, на территории этой крепости был проведен целый ряд реставрационно-восстановительных работ, в результате чего крепости Ени-Кале было присвоено «звание» памятника архитектуры, который находится под охраной государства. Керчь, является одним из самых древних городов на территории Крыма, история которой насчитывает более двадцати шести веков. Кроме того, на никогда не представляла собой серьезное препятствие, перед захватчиками пролива. Как правило, оборона города была преимущественно сосредоточена на восточной стороне, а западный берег, зачастую, являлся торговой, а также промышленной и культурной точкой на карте. После того, как могучие турки прогнали в 1470-х году итальянских купцов из Крымского полуострова, то город полностью был лишен оборонительных стен. Вполне было понятным желание султана, чтобы Черное море, примерно к концу пятнадцатого века было преобразовано во внутреннее море Турецкой империи.

 

Но, события приняли совершенно иной ход, когда в дела полуострова серьезно вмешалась Россия. Отлично подготовив военную кампанию, молодой царь по имени Петр I в июле 1696 года полностью захвачена крепость Азов, куда он вывел русский флот в Азовском море. Спустя еще три года царь проводит демонстрацию всех своих судов в Керченском проливе. При этом, предлог Петр I выбрал весьма существенный: проводы большого посольского корабля «Крепость» в акватории Константинополь. Тогда вся флотилия, которая составляла порядка десяти кораблей предстала во всем своем величие в августе в 1699 году, перед гарнизоном турецких войск в Керчи. В июле в 1700 году в столице Турции было объявлено перемирие и турецкий султан уступил России Азов. Примерно в это же время весьма успешно сооружались укрепления на берегах Керчи против русских экспедиций. Тогда, у Азовского входа в сам пролив, начиная с 1699 года начали возводится довольно мощные укрепления. Позиция была выбрана именно на крутом Керченском берегу, напротив самой оконечности косы Чушка. Место было очень неудобным для проходящего здесь судна, в частности из-за невозможности совершить маневр оно обрекалось на губительную атаку с береговых батарей. Позицию также прикрывали мели и турецкие корабли на проходимых территориях. Основным тылом являлась крепость Тамань. Руководил строительством этой крепости итальянский архитектор Голоппо, который принял ислам. Работы были завершены только лишь в 1703 году. Вновь построенные тут укрепления получили свое название Ени-Кале, которое в переводе с татарского языка означает «Новая крепость», а на арабско-османском языке оно звучит таким образом: «Кале и-джедид». Теперь тут располагался главный штаб турецкой обороны всего Черноморья. Новая крепость Ени-Кале была возведена в форме, которая была максимально приближена к четырехугольной, вместе с шестью ломаными полигонами. Кроме того, данная крепость была окружена стенами, которые имели зубцы. Боковые стены были представлены полубастионами, а также поднимались на гору приблизительно пятьдесят метров.

 

Со стороны степи крепость Ени-Кале была укреплена большим рвом, заполненным водой, а со стороны морского берега она имела вымощенную площадку на сваях, по которой проходила дорога. Следует отметить, что в отличии от других подобных строений, в данную крепость вели целых три основные дороги. Одна дорога приводила сюда из Керчи и шла вдоль морского берега, вторая дорога проходила с северо-востока, то есть шла от причалов Еникальского залива и самой переправы с Тамани, а третья дорога приводила сюда от Джанкоя. Кроме того, крепость Ени-Кале имела еще один вход, который находился со стороны моря. Ворота этой крепости были оснащены башнями, а также площадками для войск. Гарнизон Ени -Кале рассчитывался примерно на две тысячи человек, но, как правило, там базировалось порядка одной тысячи воинов. Их основу представляли именно турки, но часть также состояла из татарских добровольцев. Жалованье солдаты здесь получали из султанской казны, а также проживали в казармах, которые размещались внутри самой крепости. Кроме того, к услугам воинов была также мечеть и баня, расположенная внутри оборонительного укрепления. Гарнизонным начальником был паша, который состоял в высоком чине везиря, покои которого располагались прямо над воротами. Простые люди проживали за территорией этой крепости. Всего в пригородах крепости насчитывалось до трехсот тысяч жилых домов, в которых проживали турки, татары, а также армяне. Жилье имело преимущественно один – два этажа, крыши односкатные и хаотичное расположение маленьких окон всегда поражало европейцев. В то время, как солдаты Ени-Кале верно несли свою службу, пригородные жители занимались различными ремеслами, главным из которых была именно торговля. Следует сказать, что торговля, как правило, сосредотачивалась в руках армян, а также керченских греков, но при контроле турок. Армяне тогда на территории окрестностей Ени-Кале, приравнивались на правах исключительно вольных поселенцев, которые могли свободно перемещаться по всей округе. Преимущественно они скупали в близлежащих селениях и, собственно, на Тамани, разнообразные товары, фрукты, овощи, сыры, масло, а уже после продавали их в городских лавках. Такой промысел, нужно сказать, не приносил особого дохода, и поэтому армяне жили тут весьма скромно. В частности их достаточно большая община не имела возможности содержать церкви, поэтому все богослужения происходили исключительно на дому. Более зажиточные и солидные дела здесь вели именно турки и греки. Как правило, турки здесь занимались преимущественно рыбной промышленностью, при этом, амбарами рыбных магнатов того времени была заставлена практически вся береговая еникальская линия. Именно отсюда вся морская продукция поступала на юг, в многочисленные турецкие провинции, а также и на север, в частности в Россию. Рыбная икра, балыки, составляли в то время довольно ценный атрибут местного экспорта, который приравнивался даже к добываемой из многочисленных Керченских озер соли. В то время, греческие судовладельцы, а также купцы получали очень приличные деньги от такого вида перевозок. Особенно выгодной была торговля именно с Россией. Тогда русские купцы, ниже Азовского моря не спускались, поэтому были вынуждены перегружать все свои товары на чужие судна, при этом, за посредничество неся большие убытки. В Турции тогда особо ценными товарами являлись пенька, железо, а также нитки и канаты, привезенные с севера.

 

Основной контроль в то время за прохождением кораблей в Россию производился именно в Ени- Кале, что обуславливало в те времена стратегическое значение крепости. При этом, сам транзит не оплачивался хозяином корабля: тогда действовал закон, согласно которому все денежные расчеты производились именно в порту за отправления товаров, что, таким образом, приводило к тому, что подданные турецкого султана получали добавочную льготу с того, что Черное море полностью относилось к владениям Стамбула. Многочисленные коммерческие путешественники того времени, безусловно, делали всевозможные подарки местному паше, но зачастую пользовались только лишь правом продажи некоторой части своего транзитного товара в городских прилавках. Если Ени -Кале считалась конечным пунктом торгового пути многих купцов, то взималась четко установленная пошлина. Так, со ста единиц грузов, имелось четыре единицы налога. При этом, плата осуществлялась либо деньгами, либо натурой. Такими методами существенно пополнялась казна крепости Ени-Кале, а также оплачивались многочисленные услуги порта. С тех пор прошло много веков и сегодня крепость Ени-Кале в Керчи, таит в себе следы истории Крыма. Она в наши дни признана местной очень колоритной достопримечательностью, а также одним из самых популярных и важных экскурсионных объектов, так как довольно неплохо сохранилась. Кроме того, после реставрационно-восстановительных работ, данная крепость пользуется спросом и среди зарубежных туристов. К ней имеются очень удобные подъезды и проводятся регулярные экскурсии для всех любителей истории. Приехав на отдых на Керченский полуостров, в свободное время от принятия солнечных, а также морских ванн, обязательно посетите эту древнюю турецкую крепость.

Дата: 18.11.2021