Ангарский перевал, который располагается на высоте семьсот пятьдесят два метра над уровнем моря, представляет собой одну из визитных карточек полуострова, а также является самым посещаемым перевалом на территории Крыма, в частности из-за того, что через него проложено автомобильное шоссе и троллейбусная трасса. Кроме того, следует сказать, что этот перевал является неким барьером, который разделяет северную часть Крыма от южное. Вторым названием данного перевала принято считать Ангар-Богаз. Назван он так в честь протекающей неподалеку от него горной реки Ангары. Ангарский перевал располагается между яйлами Чатыр-Даг, а также Демерджи. Кроме того, через Ангарский перевал проходит короткий путь к Южному берегу Крыма с северной его части. Пути через этот красивый Ангарский перевал с материка к морю проходили еще с незапамятных времён. Так, в девятнадцатом столетии, великий исследователь Крыма П. И. Кеппен, нашел рядом с перевала некоторые фрагменты стены, которая раньше в древние времена преграждала ущелье между двумя его яйлами. Как считает кеппен, это являлось элементом обороны Южного Берега Крыма в период царствования византийского императора по имени Юстиниан I. Стены эти были сложены из грубого необработанного камня и их задачей было остановить многочисленные вторжения варваров. Сегодня этих сооружений практически не осталось, всё уже давно разобрано аборигенами на новые постройки.
Приблизительно в 1774 году вместе с перевалом в давние времена, немного севернее района Верхней Кутузовки (Шума в древности) Состоялось кровавое сражение турецких войск вместе с русскими. С турецким войском, которое составило более двадцати пяти тысяч человек сразился небольшой отряд в размере почти трех тысяч человек. В результате сражения победу одержали русские войска. Отдельным батальоном русских солдат командовал тогда великий подполковник М. И. Голенищев-Кутузов. Именно в данном сражении Кутузов потерял свой глаз. В память об этой битве на трассе, проложенной через перевал под названием Симферополь-Алушта поставлен мемориал — «Кутузовский фонтан». Впервые путь через Ангарский перевал был проложен в двадцатых годах девятнадцатого века (строительство дороги было полностью завершено только в 1826 году) русскими солдатами. Именно в этот период на перевальной точке рядом с дорогой был возведен памятный обелиск, который указывал, что «От Симферополя всего тридцать две версты. От Алушты — тринадцать верст». Ориентировочно в шестидесятых годах того же столетия, данное шоссе было перенесено немного ниже, в частности туда, где проходит и в наши дни. Обелиск славы остался на своем месте, и в сегодня его можно наблюдать в лесах рядом с эти шоссе. Стоит отметить, что это шоссе улучшали на протяжении многих лет и не один раз. Неподалеку от Ангарского перевала периодически возводили дренажные системы, предназначенные для отвода подземных вод, а уже в конце пятидесятых годов двадцатого века по трассе проложили тогда вторую во всем мире горную троллейбусную дрогу, по маршруту от Симферополя до самой Ялты.
Сейчас Ангарский перевал является не только начальной точкой отсчета большинства туристических походов, но также и самостоятельным отдельным туристическим объектом. Так, на этом перевале расположена действующая по сей день метеостанция, имеется небольшой туристический приют, правда с минимумом удобств, чтобы быть ближе к природе, а в тёплое время года здесь даже функционирует магазин — столовая, а снежной зимой — бугельный подъёмник, а также известная многим путешественникам горнолыжная трасса . Стоит подчеркнуть, что на Ангарском перевале очень редко бывает много снега, особенно в последние годы, но не смотря на это, сюда в зимнее время на выходные приезжают прокатиться на лыжах и сноубордах очень много жителей полуострова. Стоит сказать, что сам маршрут на Ангарский перевал очень популярен, как среди жителей Крымского полуострова, так и для гостей. Добраться сюда можно несколькими способами, в частности троллейбусе, который отходит от железнодорожного вокзала города Симферополя, а также проходит по очень живописной дороге реки Большой Салгир.
Минуя первый десяток километров через окна троллейбуса или автомобиля, перед вами поплывут домики поселка Доброе, которое расположено на очень плодородных землях между селениями Лозовое и Перевальное. Поселок Перевальное является последним селом, перед Ангарским перевалом. За эти поселком сразу начинается постепенный извилистый подъем в горы. Достаточно крутые склоны, которые поросли густым лесом, достаточно резко сужают долину, и она на некоторых участках напоминает ущелье. Стоит сказать, что в любое время года Ангарский перевал является некой стартовой площадкой для многочисленных пешеходных маршрутов. Этот перевал представляет собой седловину между горными массивами, так называемой, Главной гряды Крымских гор, а именно в восточной части Демерджи и в западной части Чатырдагом. Ангарский перевал сложен породами таврической серии, которые представляют собой достаточно плотные алевролиты, песчаники и аргиллиты. Когда-то, данный участок был приподнят на высоту за счет тектонических движений. Во время раннего средневековья долину реки Салгир с побережьем соединяла только лишь, так называемая вьючная тропа, которая была проложена немного восточнее современного шоссе и карабкалась довольно высоко в горы.
Примерно в шестом веке нашей эры на Южном Берегу Крыма были возведены крепости в Алустоне (ныне Алушта) и Горзувитах (сегодня Гурзуф), а сами горные проходы и их перевалы защищали мощные оборонительные сооружениями. Был в свою очередь укреплен и Ангарский перевал. Правда, эти следы древних каменных стен найдены не на самом перевале, а примерно в пяти километрах к северу, там, где протекает река Ангара. Сначала в этом районе была проложена колесная дорога. Менялись века, а вместе с ними постепенно менялся и сам облик перевальной дороги: из небольшого пролегающего по очень пересеченному району почтового тракта, дорога превратилась в современное автомобильное шоссе, которое является соединяющим звеном между Симферополем и Ялтой. Обелиск в память о проложенной дороге был размещен на Ангарском перевале, где стоит и по сей день высотой в двенадцать метров. Во времена Великой Отечественной войны эту дорогу контролировали партизаны. Боясь партизанского отряда, немцы вынуждены были вырубить по двум сторонам дороги лес, ширина которого составляла сто – сто пятьдесят метров, а на самом Ангарском перевале они разместили свой крупный военный гарнизон. Уже после войны началось возведение новой трассы, которая отвечала всем современным требованиям того периода. В ходе постройки и комплексного обновления шоссе, проходящего через Ангарский перевал, был выполнен целый ряд трудоемких работ, которые позволили расширить дорожное полотно в два раза. Потом возвели и троллейбусное шоссе. Так, первый троллейбус по горной трассе прошел 7 ноября 1959 года. Неподалеку от остановки троллейбуса на Ангарском перевале от шоссе проходит дорога к туристической базе, которая называется «Ангарский перевал». Она располагает домиками, которые стоят в окружении сосны крымской. Примерно в период 1970-1980 годы прошлого столетия Ангарский перевал становится широко известным, как база отличного семейного зимнего отдыха жителей полуострова. Стоит сказать, что от Ангарского перевала берут свое начало множество туристских маршрутов и троп. Отсюда также можно пойти на восток, к самой вершине Демерджи, а также немного дальше — на Долгоруковскую яйлу и собственно нагорье под названием Караби. Вдоль всего восточного склона Чатырдага от Ангарского перевала можно пройти в уникальное Тисовое ущелье, а потом, сквозь нижнее плато, попасть в Краснолесье. Эти два захватывающие путешествия великолепны в любое время года. Довольно популярным является туристический маршрут вдоль южного склона Чатырдага на живописные вершины Ангар-Бурун и Эклизи-Бурун. Таким образом, именно с Ангарского перевала начинается туристический и пешеходный Крым, который привлекает сюда множество туристов и путешественников не только с полуострова, но также из стран ближнего зарубежья. На самом Ангарском перевале функционирует пост дорожно-патрульной службы, а также медицинский пункт. В непогоду проезд через Ангарский перевал может быть закрыт.