Крымский полуостров является уникальным местом. Кто-то его называет музеем под открытым небом, кто-то раем на земле, а кто-то просто сказочным уголком. Так или иначе, на Крымском полуострове можно не только отлично отдохнуть под лучами теплого солнышка, но также и ознакомиться с достопримечательностями. Следует отметить, что в городе Бахчисарае располагается уникальный дворец, который когда-то принадлежал Крымскому хану. Сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов, чтобы осмотреть это чудо архитектуры того времени. После возникновения Крымского ханства его первый хан, которого величали Хаджи-Гирей свою уникальную резиденцию из Солхата ( ныне Старый Крыма) перенес в Кырк-Ер ( ныне Чуфут-Кале). Потом некоторое время ханская резиденция располагалась в Салачике (восточная окраина Бахчисарая), где его сын по имени Менгли-Гирей возвел летний красивый дворец , под названием «Ашлама». Но, та долина, где располагался дворец, спустя некоторое время стала немного тесной, и новый дворец был построен в более широкой долине. К сожалению, старый дворец не сохранился до наших дней. Сегодня уникальным архитектурным памятником является Бахчисарайский Ханский Дворец, который был возведен еще в конце пятнадцатого веке или, по некоторым данным — начале шестнадцатого века — точная дата его сооружения учеными-историками так не установлена на сегодняшний день. Некоторые материалы указывают на тот факт, что строительство этого прекрасного дворца было завершено еще при Сахиб-Гирей-хане, который являлся сыном Менгли- Гирея, который правил в период 1521-1524 и 1532-1551 гг. Этот Ханский дворец в Бахчисарае возводили выдающиеся иностранные мастера и архитекторы, при этом активно использовали труд рабов. Этот дворец в своем современном облике нам не дает сегодня полного представления о том, каким он был в те далекие времена. В своем изначальном облике данный дворец полностью сожжен, после того, как Бахчисарай был захвачен войсками Миниха в 1736 году. Именно в этот период были полностью уничтожены и вырублены знаменитые роскошные висячие сады. Этот дворец не раз был подвергнут разрушениям, а потом вновь возводился, при этом с каждым разом теряя свое первозданное великолепие. Кроме того, последний крымский хан, которым являлся Шагин-Гирей, навсегда покидая Крымский полуостров, вывез из уже полуразрушенного дворца все самое лучшее из его внутреннего убранства. В переделку и воссоздание этого дворца в Бахчисарае внесли свою лепту архитекторы –реставраторы, в процессе его многочисленных ремонтов, которые в большинстве случаев были приурочены к приездам в Крым императоров России. Следует отметить, что этот величественный дворец не раз был упомянут в произведениях великих русских художников, писателей, а также поэтов. Так, в свое время этот дворец посетил сам А. С. Пушкин, который увидел его в неприглядном и заброшенном состоянии. Пушкин посетил Бахчисарай 7 сентября 1820 года. Он был достаточно сильно разочарован тем, что увидел. Широкомасштабная и полноценная реставрация этого дворца была осуществлена только лишь в наше время, а именно в шестидесятые годы прошлого века.

 

Сегодня бывший ханский дворец является неотъемлемой составной частью Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника. Кроме того, этот дворец является главной эмблемой этого города. Бахчисарай у многих туристов ассоциируется именно с Ханским дворцом. Стоит отметить, что в состав вышеуказанного музейного комплекса также входят такие его филиалы, как Музей археологии и «пещерных городов», а также Литературно-художественный музей вместе с Музем И. Гаспринского. Ханский дворец представляет собой целый ансамбль, в который входят несколько прекрасных дворцовых корпусов, гарем, а если быть точнее, то оставшаяся его часть, Соколиная башня, в которой, по преданию, держали в больших клетках соколов, обученных специально для охоты, огромная ханская мечеть под названием Биюк-хан-джами, которая была возведена еще в 1740 году, мезарлык, что представляет собой фамильное кладбище властелинов Крыма в далекие времена Гиреев, мавзолей любимой жены самого жестокого хана Крым-Гирея, которая по легенде была пленница с Подолии, которую звали Мария Потоцкая. Следует сказать, что особенное внимание всех туристов привлекает знаменитый Фонтанный дворик вместе с Золотым фонтаном, который был построен еще в 1733 году, а также всем известным Фонтаном слез — «Сельсебийль», который был создан три десятка лет спустя, а именно в 1764 году. Нужно отметить, что название фонтана Сельсебийль было взято из Корана, в котором он обозначает райский источник, который поит души всех павших за Коран. Фонтан слез представляет собой уникальное творение и целы архитектурный шедевр иранского мастера по имени Омера, который в своей работе сумел воплотить в холодном грубом камне самые глубокие человеческие чувства.

 

На мраморной плите фонтана мастер вырезал нежные лепестки цветка. А в самом центре цветка он высек человеческий глаз, из которого должна была упасть на камень тяжелая скупая мужская слеза, чтобы жечь плиту, олицетворяющую душу, не переставая — на протяжении долгих лет и веков. Для того, чтобы слеза могла набежать в человеческий глаз, а также медленно катилась, словно по щекам и груди, из одной чашечки в другую чашечку, Омер также вырезал улитку, которая является символ сомнения, так как он знал, что душу Хана терзают сомнения. Этот фонтан настолько вдохновил Пушкина, что поэт посвятил ему целое свое произведение. Существует сегодня достаточно много версий об истории, а также поэтическом предании такого фонтана. По одной из легенд данный фонтан располагался у беседки старого дворца, а по второй — у стен усыпальницы, в которой была захоронена красивая княжна Диляра Бикечь. Историкам известно, что она скончалась в 1764 году. В это время работал во дворце Омер, который был вдохновлен красотой этой женщины, и именно она вдохновила его создать фонтан слез, фонтан печали. На территории этого дворца, в частности южной части парка, окружающего музей, расположено братское кладбище советских воинов, которые героически пали во времена Великой Отечественной войны. Музей археологии и «пещерных городов», который ныне Располагается на территории музейного комплекса, имеет очень много ценных экспонатов, число которых превышает сто тысяч. Огромный интерес большинства туристов и посетителей этого музея также вызывает выставка холодного и огнестрельного оружия. Кроме того, в экспозиции этого музейного комплекса также представлены самые лучшие образцы великих мастеров-оружейников периода ХVII-ХIХ веков. Нужно отметить, что на сегодняшний день территория всего дворца составляет площадь примерно 4,3 гектара, в то время, как при правлении династии Гиреев, она составляла гораздо больше.

 

Экспонаты музея также сегодня повествуют всем туристам о людях, живших здесь в период каменного века, о племенах эпохальной бронзы, об местных аборигенах таврах, об аланах, византийцах, готах, генуэзцах, гуннах, печенегах, половцах, сарматах, римлянах, скифах, хазарах, турках, татарах. Стоит сказать, что в этом прекрасном дворце также имеется музейная экспозиция, которая посвящена Крымской войне, а также сражениям русского народа с татарским.Ханский дворец в Бахчисарае строился и реконструировался на протяжении трех веков (XVI-XVIII века). О первоначальном виде этого дворца (XVI столетие) можно узнать только лишь по некоторым сооружениям еще раннего строительного периода, в частности – это Демир-Капу (Железная дверь), Зал Совета и Суда, а также Малая дворцовая мечеть. Все остальные постройки дворца дошли до наших дней либо значительно искаженными в процессе многочисленных ремонтов, реставраций и перестроек, либо же были возведены гораздо позднее (преимущественно, в XVIII столетии). Знакомство с этим дворцом начинается именно с осмотра массивной и внушающей некий страх, железной двери Демир-Капу, которую также называют порталом Алевиза. Это самая ранняя частичная часть дворца, так как этот портал датируется примерно1503 годом. Стоит отметить, что В Зале Совета и Суда раньше хан, а также его приближенные обсуждали различные внутренние дела, разрабатывали стратегии и планы грабительских набегов на соседние земли славян, совершали суд над пленниками. По соседству с довольно мрачным зданием Залом Совета и Суда, даже в солнечные дни, располагается уютный Бассейный садик
Обилие солнечного света, большое количество красивых и благоухающих цветов, которые вьются вдоль довольно высокой и массивной каменной стены, виноградная лоза, изысканный каскадный фонтан, а также бассейн, заполненные водой, в котором плавают красивые красные рыбки — именно это тут пленит всех посетителей роскошного дворцового комплекса. Нужно сказать, что из красивого и райского Бассейного садика мы переходим в роскошную Летнюю беседку, которая раньше служила местом отдыха и релакса ханов, а также их приближенных. Неподалеку с Летней беседкой расположилась Малая дворцовая мечеть, а также Фонтанный дворик. В этом дворике имеется два фонтана – Золотой, а также Фонтан слез, который представляет собой памятник архитектуры малых форм, неоднократно воспетый в произведениях А.С. Пушкина и Адама Мицкевича. Фонтан слез был возведен в 1764 году по приказу хана Гирея в память о его рано ушедшей из жизни любимой жене Диляре-Бикеч. Из Фонтанного дворика туристы могут попасть во внутренний садик, который обнесен довольно высокой каменной стеной.

 

В этом саду размещен корпус гарема. Именно его осмотром собственно и заканчивается знакомство вместе с экспозицией комнат всего нижнего этажа дворцового комплекса. Из помещений, которые расположены на втором этаже дворцового комплекса, наибольший интерес представляют перед туристами именно Кофейная комната, шикарный Посольский зал, а также Фруктовая беседка. Кроме того, довольно интересная комната наследника хана, а также зал столовой, в котором разместилась экспозиция, которая посвящена нахождению на территории Крымского полуострова А.С. Пушкина в 1820 году. Стоит также отметить, что достаточно интересным и оригинальным во всем интерьере дворца является гостиная хана, которую также называют и фруктовой беседкой, Золотым кабинетом. Двадцать четыре разноцветных окна вместе двумя ярусами наполняют с трех сторон небольшое помещение золотисто-малиновым оттенком. Четвертая стена является глухой, тут имеются шкафы для посуды, шикарный камин, а также дверь. У стен непосредственно, под окнами расположены обитые нежным бархатом диваны. Кроме того, здесь повсюду можно увидеть на стенах красивые росписи, расположенные на уровне человеческих глаз красивые лепные вазы с блоками, персиками, грушами из алебастра. Также тут с деревянного потолка вместе с позолотой свисает небольшая люстра, созданная из хрусталя. Под карнизом гостиную опоясывает шикарная арабская вязь. Нужно отметить, что практически все элементы архитектурного стиля барокко (кроме скульптур) можно наблюдать в Золотом кабине дворцового комплекса. Летняя беседка ханского дворца выполнена в очень красивом и интересном стиле. Она была построена все тем Омером, который соорудил фонтан. Эта беседка является примечательной своей довольно тонкой филигранной росписью потолков, а также своих стен. Кроме того, в ней также можно наблюдать прекрасную резьбу по дереву, которая появилась тут гораздо позже, примерно в двадцатые годы девятнадцатого столетия. Эту беседку также украшают небольшой мраморный бассейн и фонтан. На территории дворца также имеется Персидский дворик, где стоит Соколиная башня. На сегодняшний день большая часть Дворцовой площади представлена красивым тенистым парком, в котором можно найти огромное количество благоухающих роз. Во времена хана тут произрастали очень редкие деревья и растения.

Дата: 18.11.2021